Суть Великого Поста

Великий Пост – это пост с большой буквы.

И когда в церковной среде говорят: “Постом такого-то года было то-то и то-то” или “Я к вам как-нибудь постом приеду”, то обычно имеется в виду Великий Пост, а все остальные три поста в таком случае специально уточняются. А это, действительно, пост с большой буквы. Более того, это, в общем-то, единственный пост среди церковных, в котором само церковное богослужение является особым и специально постовым. Потому что, скажем, богослужение Петрова поста не имеет никаких особенностей по сравнению с обычными, рядовыми службами. Богослужения Успенского и Рождественского постов – по сути, то же самое. Ну, есть 2-3 молитвы, которые говорят о том, что мы идём к Рождеству (в ирмосах, катавасиях это сказано), но, в принципе, сам стиль богослужения остаётся тот же.

А Великим Постом даже “Господи, помилуй” поют и то на иной распев, нежели в обычное время. Появляются совершенно особые молитвы и в домашней молитве христианина, и в храме. И уже этим свидетельствуется, что это время, которое является совершенно особым.

А что касается более крупных постов, то у них происхождение сугубо интересное.

Что касается Великого Поста, то он имеет миссионерское происхождение. Эти 40 дней вначале постились не христиане, а постились язычники – те язычники, которые хотели принять Крещение. И вот человек готовится к Крещению… Это не просто так, вот между делом забежал в храм, крестился, и побежал дальше по своим делам. Крестились тогда взрослые люди. Христианских семей было ещё мало, поэтому детей не крестили – практически не крестили; в христианских семьях крестили, но большинство было взрослых, которые уже сознательно пришли ко Христу. И вот человек готовился ко Крещению, но готовился не просто читая книжки, как это сегодня часто бывает, когда человек читает книжки, ходит на проповеди, ходит на лекции, затем решает: “Ну, вот пора уже креститься”. Нет, это была подготовка, в ходе которой человек должен был основательно перетряхнуть свою душу. И поэтому это было время его подвига, его молитв, его поста. А затем, представьте себе: вот вы – христиане, и вы встретили какого-нибудь там Тита Ливия, вашего соседа, который ещё язычник. Вы начинаете ему проповедовать Евангелие, говорить о Христе. Он вас слышит, сердцем это приемлет и собирается креститься. И вот уже назначено время его крещения, – а крестили тогда не каждый день, крестили в древней Церкви только несколько дней в году. Скажем на Рождество, на Пасху крестили, и ещё несколько таких дней было, но, прежде всего, в Великую Субботу перед Пасхой. И вот человек начинает поститься, готовясь ко Крещению. Он начинает поститься, потому что вы ему проповедовали Христа. Он живёт в соседнем доме. И вот он заходит к вам, он постится, а у вас курочка на столе лежит. Вы христианин, вы ему рассказываете о Христе и при этом там косточку обгладываете. А у него, бедняги, уж живот к спине прилип, потому что он постится. И вот, чувствуя неудобство этой ситуации, христиане решили сами поститься в это время – ради оглашенных, ради язычников, которых мы приводим ко Христу. И, таким образом, Великий Пост первоначально зародился в христианской церковной среде как пост солидарности, как сугубое время молитв не столько о себе даже, а молитв о тех людях в том мире, в котором мы живём и который мы надеемся привести ко Христу.

Сами же христиане постились не в Великий Пост, не в Четыредесятницу, а в те времена они постились в Страстную Седмицу. И вот, собственно говоря, до сих пор наш пост состоит из двух частей – это Святая Четыредесятница и затем Страстная Седмица.

Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.

Великий пост – это начало подготовки к самой радостной и долгожданной встрече в жизни – встрече человека с Богом. Словно невеста в ожидании жениха, верующая душа бежит от пустых разговоров и развлечений, прячась за ставни молитвы и поста в доме своей души. Он грядет – Царь мира, одежды Его сверкают, как снег, и ангелы трепещут, не смея глядеть на Него. Но в доме, который Он Себе выбрал, живет не мудрец и пророк, а все мы – слабые, переменчивые, пугливые дети, которым Он завещал Свое Царство. Все службы, молитвы и бдения грядущего поста направлены на то, чтобы оставить бесконечную суету и занятость и вернуть нам искреннюю детскую веру, от которой жизнь вокруг вновь засверкает радостными яркими красками.

Для нашего духовного здоровья пост необходим как воздух. Мы не духи. И тело также участвует в духовной жизни человека, как и душа. Душа питается и укрепляется молитвой, тело – постом. Сам Господь Иисус Христос, перед тем как выйти к людям, 40 дней постился в пустыне.

Представьте дом, куда каждый день хозяева таскают все что ни попадя. Нужное и ненужное, полезное и всякую дрянь. Приводят разных непонятных типов, знакомых и не очень. От них потом в доме полный бардак. Места все меньше – хлама все больше. Так вот пост – это уборка в этом доме. Непонятным типам из телевизора, интернета и откуда мы их приводим в дом нашей души – до свидания. Хлам, суету, осуждение и пустые разговоры – на помойку. Чистим и убираем, чтобы освободить место для самого дорогого и важного Гостя в нашем доме – Господа нашего Иисуса Христа. Только Ему здесь место. И нет ничего радостнее, чем говорить с Ним.

Просмотрено (50)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *