ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Празднование 24 октября/6 ноября

Царица неба и земли,
Скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли:
В Тебе — надежда и спасенье.

Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней
Склони всевидящее око.

Святая Русь — твой светлый дом
Почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем:
Иной никто о нас не знает.

О, не оставь Своих детей,
Скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей
От наших скорби и страданья.

Одно из стихотворений, переписанных
царственными страстотерпцами в Тобольске

Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.

Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» — «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость», а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю — следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби — не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.

В отличие от москвичей, православные города на Неве были уверены, что первоявленный образ чудотворной был в 1711 году перевезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы.

Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон — на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге — являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.

Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе — так называемой «Богородицы с грошиками». В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.

23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».

На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние — темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках — благословляющий Спаситель, вокруг — Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.

Старейшим на Луганщине является женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», сохранившийся в небольшом уютном патриархальном городке Старобельске , расположившемся на живописных берегах речки Айдар.
Орудием всеблагого Промысла Божьего к открытию и устройству старобельской Скорбященской женской обители избрана благочестивая и богобоязненная женщина дворянского рода, вдова штабс-капитана Анна Ивановна Булич, женщина с характером спокойным, но и решительным, и твердою волею.

«Кто совершит дело угодное Богу, говорит авва Дорофей, того непременно постигнет искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением» (поуч. 17). Зная все это, с бодростью и твердою верою Анна Ивановна, перенося все искушения и преграды, неусыпно стремилась к преобразованию устроенного ею приюта в женскую общину. К этому особенно побуждало Анну Ивановну то обстоятельство, что, истощив свои собственные средства в течении 12-ти лет на устройство и содержание богадельни, а потом приюта, она крайне затруднялась, как показал опыт, содержать приют. К тому-же число детей постоянно увеличивалось и дети эти от двух до пяти лет требовали ухода, и особой способной к этому прислуги, и наконец само помещение для них сделалось тесно и неудобно. Все это заставило Анну Ивановну просить у епархиального начальства ходатайства о разрешении переименовать устроенный ею приют в женскую общину и посвятить ее покровительству Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Чтобы решать этот вопрос, необходимо было ехать в Санкт-Петербург, для чего требовалась большая сумма денег, каких не было. А.И.Булич обратилась с просьбой к одному состоятельному обывателю Старобельска о займе 400 рублей, надеясь, что получит просимую сумму. Но дело получило неожиданный оборот: богач оказался скупым и высокомерным человеком, равнодушным к нуждам бедных сирот. Несмотря на то, что сам он имел двух дочерей, отказался помочь нуждающимся. Анна Ивановна стойко перенесла отказ. Уповая на помощь и покровительство Божией Матери «Всех скорбящих Радость», она не сомневалась в Ее заступлении.

Спустя некоторое время после отказа, 17 ноября 1861 года она получила от этого господина письмо, в котором тот писал: «Милостивая Государыня Анна Ивановна! Последствия скоро указали, что письмо Ваше ко мне о займе для обители Вашей 400 рублей не что иное, как испытание Матери Божией и призыве меня на богоугодное дело, чувствую теперь, что злой дух, ненавистник добра, воспрепятствовал мне поделиться с Царицею Небесною ограниченными средствами и не доверить ей долга, через что мог бы несомненно ожидать не только возвращения, но и заступничества и оставления долгов – грехов моих и моего семейства, за это Она не помедлила наказать меня жестоко: в день отказа в пособии, чрез письмо к сестре, заболела моя любимая дочь и на пятый день переселилась в вечность; в день похорон ее заболела и другая, и подучила сего дня тот же предел. Невозможно описать Вам горьких чувств отца и матери, тяготеющих нас глубокими ранами потери детей. Но благодарю Господа, посещающего меня скорбью в сей краткой жизни, не желая более подвергать себя столь видимому гневу Господа Бога и Его Пречистой Матери, я посылаю Вам 400 р.; возвратите их мне тогда, когда споможет Вам Божия Матерь. Вместе с этим я поручаю Вашим и всей обители Вашей теплым молитвам себя с семейством и родных, имена коих при сем прилагаю, и прошу Вас молить Господа и Пречистую Его Матерь: молите, да простит мое маловерие и да утешит нас в скорби, да пошлет блага в жизни на земли и да сподобит нас явиться без долгов греховных пред Ним на страшном судилище. Все это пишу Вам с глубоким чувством христианина кающегося, и если чудо, постигшее меня достойно звания подобных мне грешников, то прошу Вас не обнаруживать моего имени и фамилии. С чувством глубочайшего моего к Вам уважения имею честь быть навсегда Вам покорный слуга».

Впоследствии этот господин, вразумленный смертью любимых дочерей, до самой своей смерти не оставлял приют без щедрой финансовой поддержки. Через два месяца после этого письма еще одна знатная особа пожертвовала на содержание общины 2500 рублей серебром. Так, по воле Божией, с помощью добровольных жертвователей обеспечивалось будущее Старобельской Скорбященской женской общины.

Далеко не случайно, приютская церковь была освящена в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Списки с этой иконы чаще всего помещались в богадельнях, приютах, больничных, тюремных и кладбищенских церквах – там, где более всего требуется помощь и утешение Царицы Небесной. В скором времени по заказу Анны Ивановны для приютской церкви была написана и собственная эта икона Пресвятой Богородицы. Большего размера с венчиком из алмазных камней она представляла точную копию с чудотворной иконы Ахтырского Троицкого монастыря. Кисть художника умело и точно передала образ всеутешающей и всеобъемлющей любви: «Скорбящих Радосте, алчущих Питательницы, обуреваемых Пристанища, обидимых Заступницы, странных Утешения, больных Посещения».

Но и в наши дни, спустя десятилетия безбожия, в старобельской Свято-Скорбященской обителе, вновь приносится в жертву Непорочный Агнец.

В 1993 году высокопреосвященнейшим Иоанникием в день Святой Троицы на паперти летнего собора совершена первая Божественная Литургия, при огромном стечении народа.

14 августа 1993 года начали совершаться Богослужения в Преображенском предела Троицкого храма. Обители была пожертвована икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», найденная на чердаке одного из храмов Луганской епархии.

Икона довольно большого размера, писанная на холсте, сейчас является главной святыней обители. От иконы истекают исцеления и благодатная помощь, всем кто с верою притекает к ней.

Стихира, глас 2,
поемая на молебне вместо тропаря

Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися во обителях небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Просмотрено (110)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *